Пояснительная записка
Проблема образования детей – инвалидов и детей с ослабленным здоровьем, является актуальной и требующей должного внимания, так как количество детей с врожденными и приобретенными пороками психического, умственного, физического развития с каждым годом растет.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".
Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех, правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования.
В школе обучаются дети, которые относятся к одной из категории детей в инклюзивном образовании – это дети, имеющие проблемы здоровья (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды), поэтому нами разработан и реализуется проект «Қолдау», в котором отражены направления организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Наиболее оптимальной формой образования таких детей мы считаем инклюзивное образование. Суть его заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Миссия проекта «Қолдау» - обеспечение оптимального развития ребёнка с особыми образовательными потребностями (ООП), в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи проекта:
- обеспечить доступность, повышение качества и эффективность образования детей с ООП с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс.
- создатькоррекционно-развивающее пространства при социализации детей с особенностями развития;
- привлечь родителей, экспертные сообщества и общественные организации в процесс развития инклюзивного образования;
- обеспечить условия для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки лиц с особыми образовательными потребностями в системе общего образования;
- способствовать повышению квалификации педагогических работников по вопросам реализации инклюзивного образования, методов работы с лицами с особыми образовательными потребностями, навыков предотвращения дискриминации и разрешения конфликтных ситуаций, изучения основ прав человека.
Ожидаемый результат: социализация детей с ООП.
Шаги реализации:
- Исследование и анализ проблем
- Методическое сопровождение
- Трансляция эффективного педагогического опыта
Направления работы:
Изучение и выявление проблемы
- Анкетирование педагогов;
- Анкетирование родителей;
- Диагностика развития детей;
- Диагностика уровня детско-родительских отношений;
- Диагностика личностного развития родителей и педагогов (диаграммы, графики, сводныетаблицы, результаты продуктивной деятельности);
- Проведение образовательного мониторинга;
- Анализ качественного состава педагогов;
- Прогнозирование повышения квалификации педагогов.
Методическое сопровождение
- Проведение обучающих семинаров;
- Проведение курсов повышения квалификации;
- Организация коучингов, консультаций, тренингов;
- Создание творческой группы для методического сопровождения педагогов;
Трансляция эффективного педагогического опыта
- Выявление эффективного педагогического опыта;
- Проведение мастер-классов;
- Создание базы для обмена педагогического опыта.